Антинаука

Герметизм

«Герметизм» – это мировоззрение, связанное с герметическими произведениями, литературой на греческом языке, которая появилась в первые века после Христа под названием « Гермес Трисмегист ». Многое из этого связано с астрологией, алхимией и другими оккультными науками, но есть и философская герметическая литература. Трактат, известный как Асклепий, и коллекция трактатов, сгруппированных как Корпус Герметик, являются наиболее важными из философского Герметика, хотя некоторые другие фрагменты сохранились в антологии Стобеуса. Эти письма, вероятно, датируются от 100 до 300 г. н.э. Они представляют собой смесь греческой философии, особенно платонической, с другими элементами разнородной культуры поздней античности. Поймандр Первый трактат в « Корпус Герметикум» имеет явное сходство с Бытие, что предполагает влияние эллинистического иудаизма. Также могут быть персидские влияния, и нельзя исключать возможность какого-либо контакта с христианством. Приписывание их авторства «Гермесу Трисмегисту», предположительно египетскому священнику, вселяло уверенность в том, что эти писания передали древнеегипетскую мудрость Асклепия, в частности , имеют сильную псевдо-египетскую окраску.

Ученые сильно расходятся во мнениях относительно различных элементов, составляющих Герметику, которые являются работой неизвестного числа неизвестных авторов; даже отдельные трактаты часто могут быть слиянием фрагментов. Однако у них есть определенное единство тона, так как все они демонстрируют сходный тип философско-религиозного подхода к космосу, включая регенеративные переживания и вспышки религиозного экстаза. Было высказано предположение, что они могут быть литературой гностической секты. Философская Герметика, с ее высокими устремлениями, не может быть полностью изолирована от магического и оккультного типа литературы, которая также называется “Гермес Трисмегист”. Для опыта Герметика, как описано в философско-религиозных трактатах, принять место в астрологических рамках и подразумевать,Асклепий , религиозное использование магии.

История герметизма

Хотя о самих Герметиках ведется много споров, мы находимся на более прочной почве, когда подходим к истории их легенды. В четвертом веке Лактанций учил, что эти писания были работой египетского провидца, жившего вскоре после Моисея, чей рассказ о сотворении он подтвердил и действительно улучшил, а чьи упоминания о «сыне Божьем» были пророческими Христианство и сравнивать с отрывками в Евангелии от Иоанна. Августин также верил в глубокую древность «Гермеса Трисмегиста», но он не одобрял магический культ, описанный в Асклепии, Тем не менее, в христианских писателях было достаточно авторитета для уважения к Гермесу. Лактанций ставит его с сивиллами как языческого пророка христианства. Миф о «Гермесе Трисмегисте», египетском мудреце, который был подлинным автором всех писаний, возложенных на него, и который жил задолго до Воплощения, которое он пророчески предвидел, должен был дать великую власть Герметике.

В средних веках в латинском переводе ошибочно приписываемого Апулея из Madaura; некоторые псевдогерметические писания были также известны. Коллекция трактатов, сгруппированных как Corpus Hermeticum, по- видимому, уже была известна в этой форме Пселлусу в одиннадцатом веке, но не достигла Запада до Ренессанса.

Герметизм в средневековье

Герметика оказала влияние на эпоху Возрождения, важность которой начала осознаваться только в последние годы. Около 1460 года рукопись, содержащая неполный греческий текст « Корпус Герметикум», была доставлена ​​во Флоренцию. Козимо Медичи приказал Марсилио Фичино немедленно перевести это на латынь, прежде чем начать перевод произведений Платона. Это иллюстрирует отношение эпохи Возрождения, которое относилось к Герметике как к текстам, намного более древним, чем платоновские писания, и как к «египетской мудрости», считающейся одним из источников богословия Приски. Это спустилось непрерывной линией к Платону и неоплатоникам. Когда Фичино обнаружил обрывки философии Платона в позднем античном Герметике, он предположил, что имеет дело с древнеегипетским источником греческой мудрости. Как и истолкование «Гермеса Трисмегиста» как языческого пророка, в которое Фичино также твердо верил, этот взгляд на герметические писания как на источник Платона и платоников зависел от неверного датирования этих писаний. Эта самая влиятельная ошибка связана с тем, что в ренессансном неоплатонизме есть герметичное ядро. Работа Фичино по астральной магии основана на магических отрывках из Асклепия . Джованни Пико делла Мирандола открыл свою молитву «Достоинство человека» цитатой из Асклепия,

На протяжении шестнадцатого века герметических сочинений охотно читали в многочисленных изданиях перевода Фичина, и новые издания и комментарии были опубликованы Жаком Лефом è VRE d» É taples, Symphorien Champier, Ф. Фуа де Candale, Франческо Patrizi и другие. Первое издание греческого текста Корпус Герметикум появилось в 1554 году.

Влияние на Ренессанс

Влияние этого интенсивного изучения Герметики прослеживается на протяжении всего эпохи Возрождения. В него вошли некоторые виды богословия эпохи Возрождения. Христианские герметики, которые хотели избежать магии, исключили магические отрывки в Асклепии из своего канона. С другой стороны, для магов и философов эпохи Возрождения анимистический и магический взгляд на природу, который они извлекли из герметических произведений, был наиболее привлекательной чертой. Ярким примером герметического влияния на философа эпохи Возрождения является Джордано Бруно , который отверг христианское толкование Герметики и расценил герметизм как чистую египетскую религию и философию, которые он положил в основу своего анимистического толкования природы.

В 1614 году великий греческий ученый Исаак Касобон датировал Герметику, как написано в постхристианские времена, тем самым разрушая миф об их древнеегипетском авторстве, на котором основывался ренессансный герметизм. С появлением мысли XVII века влияние герметизма уменьшилось, хотя было много пережитков ренессансного отношения к герметическим произведениям. Роль ренессансного герметизма, сыгранную в эпоху немедленного модернизма в направлении религиозного внимания к космосу и к работе с космическими силами, еще предстоит оценить.

Вы можете обсудить эту статью на нашем форуме, достаточно нажать на кнопку ниже.

Метки

Администратор

Впереди еще много нового!
Back to top button