Антинаука

Герметизм

«Герметизм» – это мировоззрение, связанное с герметическими произведениями, литературой на греческом языке, которая появилась в первые века после Христа под названием « Гермес Трисмегист ». Многое из этого связано с астрологией, алхимией и другими оккультными науками, но есть и философская герметическая литература. Трактат, известный как Асклепий, и коллекция трактатов, сгруппированных как Корпус Герметик, являются наиболее важными из философского Герметика, хотя некоторые другие фрагменты сохранились в антологии Стобеуса. Эти письма, вероятно, датируются от 100 до 300 г. н.э. Они представляют собой смесь греческой философии, особенно платонической, с другими элементами разнородной культуры поздней античности. Поймандр Первый трактат в « Корпус Герметикум» имеет явное сходство с Бытие, что предполагает влияние эллинистического иудаизма. Также могут быть персидские влияния, и нельзя исключать возможность какого-либо контакта с христианством. Приписывание их авторства «Гермесу Трисмегисту», предположительно египетскому священнику, вселяло уверенность в том, что эти писания передали древнеегипетскую мудрость Асклепия, в частности , имеют сильную псевдо-египетскую окраску.

Ученые сильно расходятся во мнениях относительно различных элементов, составляющих Герметику, которые являются работой неизвестного числа неизвестных авторов; даже отдельные трактаты часто могут быть слиянием фрагментов. Однако у них есть определенное единство тона, так как все они демонстрируют сходный тип философско-религиозного подхода к космосу, включая регенеративные переживания и вспышки религиозного экстаза. Было высказано предположение, что они могут быть литературой гностической секты. Философская Герметика, с ее высокими устремлениями, не может быть полностью изолирована от магического и оккультного типа литературы, которая также называется “Гермес Трисмегист”. Для опыта Герметика, как описано в философско-религиозных трактатах, принять место в астрологических рамках и подразумевать,Асклепий , религиозное использование магии.

История герметизма

Хотя о самих Герметиках ведется много споров, мы находимся на более прочной почве, когда подходим к истории их легенды. В четвертом веке Лактанций учил, что эти писания были работой египетского провидца, жившего вскоре после Моисея, чей рассказ о сотворении он подтвердил и действительно улучшил, а чьи упоминания о «сыне Божьем» были пророческими Христианство и сравнивать с отрывками в Евангелии от Иоанна. Августин также верил в глубокую древность «Гермеса Трисмегиста», но он не одобрял магический культ, описанный в Асклепии, Тем не менее, в христианских писателях было достаточно авторитета для уважения к Гермесу. Лактанций ставит его с сивиллами как языческого пророка христианства. Миф о «Гермесе Трисмегисте», египетском мудреце, который был подлинным автором всех писаний, возложенных на него, и который жил задолго до Воплощения, которое он пророчески предвидел, должен был дать великую власть Герметике.

В средних веках в латинском переводе ошибочно приписываемого Апулея из Madaura; некоторые псевдогерметические писания были также известны. Коллекция трактатов, сгруппированных как Corpus Hermeticum, по- видимому, уже была известна в этой форме Пселлусу в одиннадцатом веке, но не достигла Запада до Ренессанса.

Герметизм в средневековье

Герметика оказала влияние на эпоху Возрождения, важность которой начала осознаваться только в последние годы. Около 1460 года рукопись, содержащая неполный греческий текст « Корпус Герметикум», была доставлена ​​во Флоренцию. Козимо Медичи приказал Марсилио Фичино немедленно перевести это на латынь, прежде чем начать перевод произведений Платона. Это иллюстрирует отношение эпохи Возрождения, которое относилось к Герметике как к текстам, намного более древним, чем платоновские писания, и как к «египетской мудрости», считающейся одним из источников богословия Приски. Это спустилось непрерывной линией к Платону и неоплатоникам. Когда Фичино обнаружил обрывки философии Платона в позднем античном Герметике, он предположил, что имеет дело с древнеегипетским источником греческой мудрости. Как и истолкование «Гермеса Трисмегиста» как языческого пророка, в которое Фичино также твердо верил, этот взгляд на герметические писания как на источник Платона и платоников зависел от неверного датирования этих писаний. Эта самая влиятельная ошибка связана с тем, что в ренессансном неоплатонизме есть герметичное ядро. Работа Фичино по астральной магии основана на магических отрывках из Асклепия . Джованни Пико делла Мирандола открыл свою молитву «Достоинство человека» цитатой из Асклепия,

На протяжении шестнадцатого века герметических сочинений охотно читали в многочисленных изданиях перевода Фичина, и новые издания и комментарии были опубликованы Жаком Лефом è VRE d» É taples, Symphorien Champier, Ф. Фуа де Candale, Франческо Patrizi и другие. Первое издание греческого текста Корпус Герметикум появилось в 1554 году.

Влияние на Ренессанс

Влияние этого интенсивного изучения Герметики прослеживается на протяжении всего эпохи Возрождения. В него вошли некоторые виды богословия эпохи Возрождения. Христианские герметики, которые хотели избежать магии, исключили магические отрывки в Асклепии из своего канона. С другой стороны, для магов и философов эпохи Возрождения анимистический и магический взгляд на природу, который они извлекли из герметических произведений, был наиболее привлекательной чертой. Ярким примером герметического влияния на философа эпохи Возрождения является Джордано Бруно , который отверг христианское толкование Герметики и расценил герметизм как чистую египетскую религию и философию, которые он положил в основу своего анимистического толкования природы.

В 1614 году великий греческий ученый Исаак Касобон датировал Герметику, как написано в постхристианские времена, тем самым разрушая миф об их древнеегипетском авторстве, на котором основывался ренессансный герметизм. С появлением мысли XVII века влияние герметизма уменьшилось, хотя было много пережитков ренессансного отношения к герметическим произведениям. Роль ренессансного герметизма, сыгранную в эпоху немедленного модернизма в направлении религиозного внимания к космосу и к работе с космическими силами, еще предстоит оценить.

Вы можете обсудить эту статью на нашем форуме, достаточно нажать на кнопку ниже.

Метки
Обсудить статью на форуме

Администратор

Впереди еще много нового!
Back to top button
Close