Атмосфера Марса

Планета Марс демонстрирует изменение климата в больших масштабах. Хотя атмосфера Марса раньше была плотной, чтобы вода могла быть на поверхности, сегодня этой воды недостаточно, либо она вообще отсутствует. Атмосфера сегодня слишком тонка, чтобы поддерживать жизнь на планете. Климат Марса зависит от множества факторов, в том числе от ледяных шапок, водяного пара и пыльных бурь. Иногда гигантские пыльные бури покрывают всю планету и длятся по несколько месяцев. Небо Марса становится при этом мутным и красным.

Состав атмосферы Марса

Атмосфера Марса примерно в 100 раз тоньше земной, и она на 95% состоит из углекислого газа. Состав примерно такой:

• Углекислый газ – 95,32%
  • Азот – 2,7%
  • Аргон – 1,6%
  • Кислород – 0,13%
  • Угарный газ – 0,08%

Помимо этого еще в незначительном количестве присутствует вода, оксид азота, неон, водород-дейтерий-кислород, криптон и ксенон.

Климат и погода на Марсе

В начале своей истории (особенно в периоды старше 3,5 миллиардов лет назад) у Марса была достаточно толстая атмосфера, чтобы вода могла течь по его поверхности. На орбитальных снимках видны обширные речные равнины и возможные границы океана, в то время как несколько марсоходов обнаружили свидетельства пропитанных водой скал на поверхности (таких как гематит или глина). Однако по причинам, которые все еще плохо поняты, марсианская атмосфера стала тоньше.

Основная теория гласит, что легкая гравитация Марса в сочетании с отсутствием глобального магнитного поля сделала атмосферу уязвимой для давления от солнечного ветра (постоянного потока частиц, идущих от солнца). За миллионы лет солнечное давление удалило легкие молекулы атмосферы, сделав её тоньше. Другие исследователи выдвигают гипотезу, что, возможно, удар метеорита лишил Марс атмосферы.

Тонкая атмосфера Марса и его большее расстояние от Солнца делают Марс намного холоднее Земли. Средняя температура составляет около -80 градусов по Фаренгейту (-60 С), хотя она может варьироваться от -195 F (-125 C) возле полюсов зимой до целых 70F (20C) в полдень вблизи экватора. Хоть атмосфера Марса и тоньше земной, но она все еще достаточно густая, чтобы иметь погоду, облака и ветры. На его поверхности также есть радиационное излучение, но это не останавливает исследование Марса.

Гигантские пылевые бури обычно поднимают окисленную железную пыль, которая покрывает поверхность Марса. Пыль также является постоянной частью атмосферы. ЕЁ много в северной полушарии осенью и зимой и меньше в северном полушарии весной и летом. Пылевые бури на Марсе самые большие в Солнечной системе. Они способны покрывать всю планету и длятся в течение нескольких месяцев. Они обычно происходят весной или летом.

Снег на Марсе

Иногда на Марсе даже идет снег. Считается, что марсианские снежинки сделаны не из воды, а из углекислого газа. Они представляют собой очень мелкие частицы, которые создают эффект тумана и не выглядят как падающий снег. Северные и южные полярные области Марса покрыты льдом, большая часть которого сделана из углекислого газа, а не воды. Сезонные изменения происходят из-за растущих и уменьшающихся ледяных шапок углекислого газа, пыли, движущейся в атмосфере, и водяного пара, движущегося между поверхностью и атмосферой. Зимой температура в полярных регионах достаточно холодная, чтобы СО2(углекислый газ) в атмосфере конденсировался в лед на поверхности. СО2 затем сублимируется с ледяной шапки весной и летом, возвращаясь в атмосферу.

Возможность жизни на Марсе

На Марсе когда-то могла быть жизнь. Некоторые предполагают, что жизнь может существовать и сегодня. Ряд исследователей даже предположили, что жизнь на Земле могла произойти от жизни на Марсе. Океаны, возможно, покрывали поверхность Марса в прошлом, создавая условия для развития жизни. Хотя красная планета сегодня является холодной пустыней, исследователи предполагают, что жидкая вода может присутствовать под землей, обеспечивая потенциальное убежище для любой жизни, которая там еще может существовать. Несколько исследований показали, что под поверхностью воды много льда.

На марсианских склонах редко встречается особенность, которая называется повторяющимися склонами. В 2015 году исследователи объявили, что в этих чертах были обнаружены гидратированные соли. Это говорит о том, что в них содержится своего рода соленая вода – среда, которая может быть гостеприимной для некоторых форм экстремальной жизни.

Марсоход Curiosity в настоящее время ищет среду обитания с 2012 года. Ожидается, что марсоход NASA Mars 2020 будет умнее. Он будет сохранять потенциальные образцы с биоматериалом. Европейцы также планируют запустить свой собственный марсоход для охоты за биоматериалами. Проблема в том, что марсоходы, хотя и мощные, не могут нести того же самого современного лабораторного оборудования, которое обычно используется на Земле для обнаружения признаков жизни в старых образцах породы.

Даже для образцов Земли трудно сделать тест на жизнь, потому что геологические образцы могут маскироваться под нее.