Атмосфера Нептуна

Нептун, как самая ветреная, самая далекая планета в нашей солнечной системе, представляет собой увлекательный мир в превосходной степени. На первый взгляд Нептун может казаться безмятежным сапфировым миром. Но не позволяйте его тихим лазурным оттенкам обмануть вас: эта восьмая планета от солнца – дикий ребенок. Атмосфера Нептуна тому подтверждение.

Изучение планеты

Химический состав атмосферы Нептуна порождает огромные порывы ветра, которые могут достигать более 1200 миль в час. На его снимках сапфирового цвета виден кружащийся внизу хаос в виде облачных полос и массивных круговоротов, которые выглядят как темные пятна на его поверхности.

Одно «Великое темное пятно», захваченное Voyager 2 в 1989 году, могло бы вместить всю Землю внутри. Хотя с тех пор оно исчезло, другие пятна тут же заняли его место.

В марте 2019 года астрономы впервые обнаружили, что они стали свидетелями рождения одного из мощных штормов Нептуна, почти такой же большой, как водоворот, который задокументировал Voyager. Он формировался из ярких белых облаков в период с 2015 по 2017 год, превращаясь в полноценный штормовой круговорот в 2018 году.

Находясь на орбите на расстоянии примерно 2,8 миллиарда миль от Солнца, Нептун является самой далекой планетой, открытой в нашей солнечной системе (после реклассификации Плутона в качестве карликовой планеты в 2006 году). Нептун вращается быстро по сравнению с Землей, один его день занимает 16 земных часов. А  для того, чтобы совершить одно путешествие вокруг Солнца, Нептуну требуется 165 земных лет.

Нептун – единственная планета Солнечной системы, которую невозможно увидеть на нашем ночном небе без телескопа. Даже соседний Уран, хотя и слабый, блестит над головой в ясную темную ночь. Поэтому Нептун не был легкой планетой для астрономов в плане его открытия.

Некоторые предполагают, что Галилей впервые увидел Нептун еще в 1613 году. Возможно, он принял его за звезду, однако некоторые ученые сомневаются в этом.

Большинство приписывают открытие Нептуна математическому мастерству в научных сообществах 1800-х годов. После открытия Урана на рубеже веков астрономы заметили, что на него, похоже, повлиял странный гравитационный рывок. Эта странность побудила британского математика Джона Кауча Адамса вычислить потенциальную позицию Нептуна в 1840-х годах. Через пару лет французский астроном Урбен Ле Верье сделал то же самое.

Расчеты были окончательно подтверждены в 1846 году, когда немецкий астроном Иоганн Готфрид Галле использовал предсказания Ле Верье, чтобы определить местонахождение ледяного гиганта, который был назван Нептуном в честь римского бога моря.

Состав атмосферы Нептуна

Нептун – один из двух ледяных гигантов в нашей космической семье наряду с Ураном. Атмосфера Нептуна состоит из водорода и гелия со следами метана, воды и аммиака. Под начальным холодным слоем температура и давление быстро возрастают.

Глубоко под облачными вершинами Нептун мог бы обнажить огромный, бурлящий океан воды, который окутывает его скалистое ядро. Но не все ученые согласны с тем, что планета достаточно прохладна для того, чтобы жидкость с его поверхности не испарялась.

Метан в атмосфере отражает синий свет, окрашивая мир этой планеты в яркие цвета. На большинстве картин Нептун кажется более синим, чем Уран, который выглядит как бледно-бирюзовая точка. Но Нептун, вероятно, так же бледен, как и его сосед, и выглядит темнее на изображениях из-за его большего расстояния от солнца. Тем не менее, согласно изучениям НАСА, может быть какой-то другой, неизвестный компонент атмосферы Нептуна, который окрашивает её немного в другой цвет.

Небесные спутники

Нептун имеет 14 известных лун по состоянию на 2019 год. Его самый большой небесный спутник, Тритон, является единственной большой луной Солнечной системы, которая имеет ретроградную орбиту, что означает, что она движется вокруг Нептуна в противоположном направлении, чем вращение планеты-хозяина. Это любопытное орбитальное направление может свидетельствовать о том, что Тритон не всегда был луной.

Возможно, он когда-то представлял собой  двойную систему, похожую на карликовую планету Плутон и ее луну Харон. Когда он проходил мимо, гравитация Нептуна «похитила» Тритона из пары и «заперла» его на своей орбите. У Тритона тонкая атмосфера, которая, кажется, становится теплее, но ученые не знают, почему.

Пять известных колец камней и пыли окружают Нептун – все названы в честь астрономов, которые помогли раскрыть подробности о его ветреном мире: Галле, Леверье, Лассел, Араго, и Адамс. Нептун также имеет несколько частичных колец, известных как дуги.

Только один космический корабль когда-либо посещал его темно-синий мир. Это Voyager 2, выпущенный в космос в 1989 году. Хотя многие ученые выступали с предложениями послать на Нептун дополнительные корабли – эта инициатива пока не была одобрена.

До тех пор, пока не будет разработан другой план посещения Нептуна, исследователям придется утолять свое любопытство издалека, опираясь на наблюдения с космического телескопа Хаббла, а также на телескопы, основание которых твердо установлено на земле.