Известные кометы

Немногие небесные объекты возбуждают воображение звездных наблюдателей и широкой публики, как кометы. Появление кометы Лавджоя (C / 2014 Q2) побудило меня вспомнит все известные кометы, которые мне посчастливилось увидеть за последние 20 лет. Вот мой (очень субъективный) выбор из пяти самых интересных и захватывающих комет за последние два десятилетия (история одного человека).

№ 5: Комета PanSTARRS

Честно говоря, главная причина, по которой PanSTARRS (C / 2011 L4) попала в этот список, заключается в том, что она появилась сравнительно недавно. Весной 2013 года она устроила довольно хорошее шоу – я посмотрел и сфотографировал ее с балкона в центре города Виктория, Британская Колумбия.

Впервые я увидел PanSTARRS 12 марта во время моей ежегодной поездки в «Звездное небо» в Коста-Рике. Вместе с группой друзей и коллег-наблюдателей я установил свой фотоаппарат и бинокль на травянистом холме с видом на залив Никойя и терпеливо ждал в затухающей тропической жаре и угасающих сумерках возможности взглянуть на комету.

PanSTARRS была всего за два дня за перигелием, и в тот вечер она располагалась возле полумесяца Луны, на западе. Как только я смог найти Луну в бинокль, увидеть комету было легко. Она была немного ярче, чем многие предсказывали, и имела короткий, тонкий хвост.

Вернувшись домой в Викторию, я несколько раз подряд смотрел на комету, и она начала медленно исчезать. Даже после того, как большинство людей перестали ее наблюдать, PanSTARRS постепенно продвигалась на север.

№ 4: Комета Макнот

По некоторым подсчетам, комета МакНота (C / 2006 P1) была действительно великой кометой. И если вы живете в южном полушарии, она, вероятно, возглавляет ваш список. Но я живу в Канаде. Мы не видели эту комету до окончания перигелия, когда лучшая часть устроенного ею шоу была, в основном, закончена.

Я навсегда запомню, как мы с моим другом Риком (и в тот момент гостем дома) шли в близлежащий парк в ясный холодный январский вечер. Мы нашли путь к вершине небольшого заснеженного холма с хорошим видом на соседнюю лагуну на запад. Мы знали, что комета станет настоящим зрелищем.

Рик впервые заметил Макнот, когда его внимание привлек соседний след от проходящего реактивного самолета. Это позволило ему легко указать мне местоположение кометы «чуть выше линии деревьев слева от следа!». Несмотря на то, что небо все еще было очень светлым, комету было легко увидеть. И когда небо стало темнее, тонкий хвост Макнот щедро расцвел от звездообразной комы.

№ 3: Комета Холмса

В любой момент времени в небе есть десятки комет. В основном это слабые объекты, которые никогда не представляют собой ничего интересного. Но время от времени одна из них делает что-то совершенно неожиданное и в итоге доставляет настоящее удовольствие.

Комета Холмса не была новой – она ​​была обнаружена еще в 1892 году – и первоначальные прогнозы предполагали ее совершенно ничем не примечательное появление в 2007 году. В лучшем случае, она могла стать приличным телескопическим зрелищем. Но совершенно без предупреждения Холмс вспыхнула и прояснилась с мрачной величины 14 до величины 3 менее чем за два дня – увеличение в 25 000 раз!

Моя первая встреча с Холмс произошла в ночь на 25 октября, на следующий день после вспышки. Даже в сумерках и при свете полной Луны, Холмс была заметным объектом для невооруженного глаза в Персее. В телескоп это было похоже на бледно-желтый снежный ком со звездообразным ядром. За все годы, что я наблюдал за кометами, я никогда не видел такого превращения. И это был только вступительный акт!

Ночь за ночью я смотрел на комету Холмса, наблюдал, как она становится все больше и больше, а со временем становится все слабее и слабее. В последующие недели и месяцы она продолжала расширяться и, в конечном итоге, превратилась из очень яркой точки в большую каплю, в простую дымку, настолько прозрачную и несущественную, что вы едва смогли бы ее увидеть.

Возможно, ни одна комета в этом списке так хорошо не иллюстрирует афоризм исследователя комет Дэвида Леви о том, что кометы похожи на кошек: у них есть хвосты, и они делают именно то, что хотят.

№ 2: Комета Хейла-Боппа

Никто не будет удивлен, найдя эту комету в верхней части моего списка, хотя некоторые могут задаться вопросом, почему это не № 1.

Хейл-Бопп (C / 1995 O1) была удивительной кометой – настоящим потрясающим персонажем ночного неба. И это первая комета, появившаяся в моей жизни, которая смогла возбудить воображение так же, как это сделала самая известная комета – комета Галлея. К сожалению, некоторые из этих волнений приводят к трагическому культу самоубийств и большому количеству плохой научной информации в средствах массовой информации. Как мало что-то изменилось с 1910 года, когда «массовая истерия» сопровождала появление кометы Галлея.

Одна из причин, по которой Хейл-Бопп была так популярна, заключалась в том, что ее приходилось долго ждать. Американские любители, Алан Хейл и Томас Бопп, впервые увидели этот объект в июле 1995 года, и сразу же появились предположения, что она может стать чем-то действительно особенным.

Я впервые познакомился с Хейл-Бопп во время посещения «Mt. Звездной вечеринки Кобау» в августе 1995 года, через месяц после открытия кометы. В то время она пролетала через созвездие Стрельца, но не была очень впечатляющим телескопическим зрелищем. И, конечно, ее вид не предлагал ничего похожего на замечательное шоу, которое должно было состояться 15 месяцев спустя.

Перенесемся в весну 97-го, где я регулярно наблюдал за кометой через окно гостиной моей квартиры в центре Ванкувера. Сколько комет можно ожидать увидеть невооруженным глазом под световым куполом крупного города? Хотя было не просто увидеть комету – я смог записать мелкие детали. Даже из этого сильно скомпрометированного места наблюдений я мог разглядеть «раковины» в коме кометы с помощью моего 3,5-дюймового телескопа Questar.

Как бы ни была видна комета из центра города, она была  потрясающей под темным небом.

Погода благоволила нам во время пика явления Хейл-Боппа, она подарила нам ясное небо в течение нескольких ночей. Я помню, как совершал поездки к северу от Ванкувера (на полпути к Уистлеру), чтобы сфотографировать комету. У Хейлы-Бопп было чрезвычайно яркое ядро ​​и два ярких отчетливых хвоста. Действительно, одна ночь была одной из самых запоминающихся в моей жизни.

Наше место наблюдения находилось рядом с железнодорожной линией, по которой ночью было очень слабое движение. Но был один поезд, который шел почти каждый вечер.

Однажды ночью, наблюдая за Хейл-Бопп, мы услышали безошибочный грохот далекого поезда. Как кучка дрессированных обезьян, мы повернулись спиной к дорожке, закрыли глаза и стали ждать поезда и ослепительного света. Но на этот раз все было иначе.

Поезду, казалось, потребовалось целую вечность, чтобы добраться до нас, и когда это наконец-то произошло, мы услышали безошибочный визг колес поезда, медленно замирающих до полной остановки. Поезд и его свет в 10 миллиардов свечей, очевидно, сломались рядом с нашим местом наблюдения. Как такое могло произойти? Почему здесь, почему сейчас? Внезапно ложный рассвет от света поезда исчез, и мы услышали голос из локомотива. «Слышал, вы, ребята, хотите посмотреть комету. Не возражаете, если и мы посмотрим?», – инженер и его команда спрыгнули вниз и присоединились к нам в течение нескольких минут наблюдения за кометой. Через несколько минут они забрались на борт своего поезда и уехали.

Так что да, это правда. Очарование кометы Хейла-Боппа было достаточно мощным, чтобы остановить локомотив. Это отличная комета!

№ 1 Комета Хякутакэ

Большинство согласится с тем, что выбор лучшей кометы северного полушария за последние 20 лет сводится к выбору между Хейл-Бопп и Хякутаке. Для меня комета Хякутакэ (C / 1996 B2) была лучшей кометой.

Хякутакэ повела себя как подарок. Пока мы ждали, пока Хейл-Бопп войдет во внутреннюю солнечную систему и оправдает предсказания, Хякутакэ внезапно появилась из ниоткуда. В то время как Хейл-Бопп привлекла всю прессу и внимание общественности, Хякутаке была больше похожа на частную комету – награда для верующих, которые пережили бесконечную серию разочарований и неявок, в которую вошли Кохутек в 1973 году и Галлея в 1986 году.

Но, прежде всего, Хякутакэ была визуально ошеломляющей. Точно так же, как одежда делает человека, хвост – комету. А у Хякутакэ был экстравагантно длинный, плавный хвост. В ночь ближайшего приближения ее хвост струился более чем на 45 °, сверху рукоятки Большой Медведицы вплоть до Кома Беренис. Те из нас, кому посчастливилось насладиться ее видом на фоне темного неба, прекрасно понимали, что мы видим объект необычайной редкости и великолепия.

В то время как Хейл-Бопп приходила и уходила в течние продолжительного времени, Хякутакэ прошла мимо, как выстрел. Хякутакэ была великолепна в течение нескольких ночей, но самой яркой она была только в течение одной ночи – 24/25 марта – когда приблизилась к Земле. Той ночью на нашем обычном месте для наблюдения комет не было, как обычно  большой толпы. Все несколько наблюдателей – Хякутакэ не вызвала такого общественного интереса, как Хейл-Бопп.

Когда я прибыл на место и вышел из машины, я поднял глаза вверх и был ошеломлен. Мой мозг не мог поверить тому, что говорили мои глаза. Хотя я хорошо видел комету прошлой ночью, сочетание более темного места наблюдения и близости кометы к Земле сделало вид невероятно мощным.

Я хорошо помню, как стоял на коленях в снегу, чтобы выровнять свое телескопическое крепление. Это была удивительно ясная, холодная, свежая и спокойная ночь, которая казалась идеальной для просмотра комет. Высоко над головой светлая кома Хиакутакэ и прозрачный хвост доминировали над небом. Это делало тишину казаться какой-то драматичной – как будто комета должна издавать какой-то свистящий звук. Хьякутаке был не просто объектом в небе, это было больше похоже на присутствие. И даже когда мы смотрели вверх с трепетом и удивлением, мы также чувствовали грусть. Как будто мы все знали, что это шоу на одну ночь. Я оставался с кометой до утренних сумерек, не желая отпускать ее.

Двумя ночами позже я вернулся на место наблюдения в надежде восстановить магию предыдущей ночи. К тому времени комета была значительно меньше. Но эти вещи относительны – у Хякутакэ все еще был хвост длиной 20°!

Обычно, когда я провожу спокойную ночь, наблюдая за звездами, я чувствую, что я каким-то образом связан с большей вселенной – как будто я каким-то малым образом являюсь частью того же целого, что и звезды, планеты, кометы и галактики.

Эффект видения Хякутакэ изменил эту точку зрения. Она не испытывала ко мне «взаимности». Комета просто и грациозно двигалась по небу со спокойным безразличием. Когда она вернется через 14 000 лет, будет ли жить человечество на этой планете? Может быть да, а может и нет. В любом случае, для кометы это не имеет значения.