Кольца сатурна

Открытие колец Сатурна

Сатурн был самой отдаленной из пяти планет, известных древним. В 1610 году итальянский астроном Галилео Галилей первым посмотрел на Сатурн через телескоп. К его удивлению, он увидел пару объектов по обе стороны планеты. Он нарисовал их как отдельные сферы и написал, что Сатурн – это тройное тело. В 1659 году голландский астроном Кристиан Гюйгенс, используя более мощный телескоп, чем телескоп Галилея, предположил, что Сатурн был окружен тонким плоским кольцом.

Кольчатая планета

Окончательно выяснил, есть ли кольца у Сатурна, итальянский астроном Жан-Доминик Кассини в  1675 году. Он открыл «разделение» между, так называемыми, кольцами А и В. Теперь известно, что гравитационное влияние «луны» Сатурна Мимаса отвечает за дивизию Кассини, ширина которой составляет 3000 миль (4800 км).

Состав колец Сатурна

Наблюдение колец Сатурна показало, что как и Юпитер, он состоит, в основном, из водорода и гелия. Его объем в 755 раз больше, чем у Земли. Ветры в верхних слоях атмосферы достигают 1600 футов (500 метров) в секунду в экваториальной области. Напротив, самые сильные ураганные ветры на Земле достигают максимума со скоростью около 360 футов, или 110 метров в секунду. Эти сверхбыстрые ветры в сочетании с повышением температуры изнутри планеты вызывают появление желтых и золотых полос, видимых в атмосфера.

Кольцевая система Сатурна является самой обширной и сложной в Солнечной системе.  Толщина колец Сатурна простирается на сотни тысяч километров от планеты. В начале 1980-х годов два космических корабля НАСА обнаружили, что состав колец Сатурна – это, в основном,  водяной лёд. Они также обнаружили, что  структура колец Сатурна – это  «плетеные» кольца, локоны и «спицы», темные черты в кольцах, которые окружают планету и движутся с разной скоростью.

Размер материала в кольцах Сатурна варьируется от нескольких микрометров до нескольких десятков метров, а размер и структура колец частично являются результатом гравитационного воздействия нескольких лун Сатурна, известных как «пастушьи луны». Две из малых лун Сатурна вращаются в промежутках в главных кольцах, а сами кольца разделены на семь секций.

Многолуние Сатурна

Сатурн имеет 52 известных естественных спутника и, вероятно, их в реальности еще больше. Самый большой спутник Сатурна – Титан, немного больше, чем планета Меркурий. Титан – вторая по величине луна в Солнечной системе; только луна Юпитера – Ганимед больше.

Титан окутан плотной, богатой азотом атмосферой, которая может быть похожа на ту, что была  когда-то на Земле. Дальнейшее изучение этой луны обещает многое рассказать о формировании планет и, возможно, о первых днях существования Земли.

У Сатурна также есть много меньших “ледяных” спутников. От Энцелада, который демонстрирует свидетельства недавних (и продолжающихся) изменений поверхности, до Япета, где одно полушарие темнее асфальта, а другое ярче снега. Каждый из спутников Сатурна уникален.

Хотя магнитное поле Сатурна не так велико, как у Юпитера, оно все же в 578 раз мощнее, чем у Земли. Сатурн, его кольца и спутники полностью находятся в огромной магнитосфере Сатурна – области пространства, в которой на поведение электрически заряженных частиц больше влияет магнитное поле Сатурна, чем солнечный ветер.

Изображения, полученные от космического телескопа Хаббла показывают, что полярные регионы Сатурна имеют полярные сияния, подобные земным. Полярные сияния возникают, когда заряженные частицывнедряются в атмосферу планеты вдоль силовых линий магнитного поля.

Миссии на Сатурн

Вояджеры 1 и 2 пролетели мимо этой планеты и сфотографировали Сатурн в 1981 году. Следующая глава в наших знаниях о Сатурне состоялась в период с 2005 по 2017 год, когда космический аппарат «Кассини» продолжил исследование системы Сатурн.

Зонд «Гюйгенс» спустился в атмосферу Титана в январе 2005 года, собирая данные об его атмосфере и поверхности. «Кассини» вращался вокруг Сатурна более 70 раз за 12-летнее исследование планеты, ее лун, колец и магнитосферы. В конце 2016 года запас  топлива закончился, и он приблизился к Сатурну, как никогда ранее, впервые показав планету с близкого расстояния .

«Кассини» спонсируется НАСА, Европейским космическим агентством и Итальянским космическим агентством.