Туманность Кошачий Глаз

В отличие от галактик, звездных скоплений и даже эмиссионных туманностей, класс объектов, известных как планетарные туманности (в том числе туманность кошачий глаз), существует в масштабах пространства и времени, которые понятны, актуальны для большинства людей.

Эти незначительные «выдохи» умирающих звезд примерно размером с солнечную систему, что означает, что свет может пройти от одного конца туманности к другому всего за несколько часов. Даже наш нынешний космический корабль может пересечь некоторые из этих туманностей за несколько лет.

Это важно, потому что наше собственное Солнце потухнет после создания собственной планетарной туманности через несколько миллиардов лет, когда внутреннее ядро ​​нашей звезды испарится из ее внешних слоев в периодическом ядерном безумии.

Туманности – это неизбежно, потому что, наблюдая за этими объектами с помощью телескопа, вы, возможно, станете свидетелями гибели других солнечных систем, которые когда-то укрывали разумные цивилизации. Некоторые давно ушли в забвение, или, возможно, научились путешествовать в другие места галактики, пока еще не стало слишком поздно. Любительская астрономия – это, в конце концов, игра воображения,

Большинство звезд, в конечном итоге, станут планетарными туманностями, если всего на несколько десятков тысяч лет из их миллиардов лет жизни. Около 3000 планетарных туманностей существуют в нашей галактике, и, возможно, сотня из них видна определенным наблюдателям на заднем дворе с небольшим телескопом. «Выставочные» планетарии, такие как Кольцо, Голубой Снежок и Туманность Гантеля, являются любимыми целями даже начинающих звездочетов. Немного дальше в списке доступных планет находится знаменитая туманность Кошачий Глаз (NGC 6543). Это одна из самых новых туманностей, ей всего тысяча лет, и она одна из самых легких для наблюдения из-за высокой яркости ее поверхности.

Описание туманности

Планетарная туманность Кошачий Глаз – единственная планетарная туманность среди извилистых звезд созвездия Дракона, которая находится между Большой и Маленькой Медведицами. Туманность 8-й величины расположена примерно на полпути между звездами дельта (δ) и дзета (ζ) Драконис. Для северных наблюдателей звезд туманность (и созвездие Дракон) видны до полуночи с мая по ноябрь. Но эти звезды не видны из глубокого южного полушария.

В отличие от более крупных планетарных планет, таких как туманность Улитка – Кошачий Глаз крошечный, около 16 дюймов в поперечнике, и имеет относительно высокую поверхностную яркость, что облегчает его просмотр в загрязненном свете небе. С 4-дюймовым или большим телескопом от 30х до 40х, вы сможете отличить туманность от окружающих звезд. Она может выглядеть немного нечеткой, возможно с зеленоватым или бирюзовым цветом.

Как отличить ее от звезды? Поможет большое увеличение, по крайней мере, в 100 раз, а лучше больше. Если вы вставите  специальный фильтр от светового загрязнения в окуляр, это также поможет увеличить контрастность туманности по сравнению со звездами и фоновым небом.

Центральная звезда NGC 6543, самая старая звезда в туманности, довольно яркая, и большинство телескопов легко обнаруживают ее с небольшим увеличением. При 150х и более туманность имеет некоторую текстуру, в том числе более темную внутреннюю область и более яркое кольцо вокруг. Форма слегка овальная, а цвет довольно приятный по сравнению с белесыми звездами на заднем плане. Как и большинство небольших планетарных туманностей, Кошачий Глаз хорошо реагирует на большое увеличение, если небо спокойное. В больших телескопах, со скоростью 200х и более, вы можете увидеть проблеск сложной формы, который и дал туманности ее имя.

История наблюдений

В 18-м и 19-м веках многие астрономы считали, что планетарные туманности представляют собой пятна рассеянных звезд. В конце концов, когда телескопы улучшились, было обнаружено, что когда-то рассеянные звездные скопления представляли собой плотно упакованные группы отдельных звезд. Другие считали, что туманности сделаны из сияющей «небесной жидкости».

Дебаты были разрешены в 1864 году Уильямом Хаггинсом, британским астрономом-любителем-самоучкой и богатым торговцем шелком, который продал свой бизнес в 30 лет, чтобы полностью посвятить себя астрономии. Хаггинс был первым, кто прикрепил лабораторный спектроскоп к телескопу, чтобы попытаться выяснить состав небесных объектов. Когда он повернул спектроскоп на Кошачий глаз, он обнаружил, что его спектр полностью отличается от любой звезды. Он приписал странный спектр неизученному элементу, который он назвал «небулий».

Спустя десятилетия, спектроскописты определили, что «туманность» действительно была формой ионизированного кислорода, который существует только в разреженном космическом вакууме. Этот тип иона кислорода называется OIII («о-три»). В результате последующих исследований звезд и туманностей, Хаггинс установил, что небесные объекты состоят из множества атомов, похожих на Землю. «В галактике существует общая химия», – написал он.

Хотя туманность кошачий глаз выглядит скромно в телескопе где-нибудь на заднем дворе, он ослепительно смотрится на фотографиях с большой выдержкой. Великолепное изображение с телескопа Хаббла сделало эту туманность знаменитой почти два десятилетия назад.  Изгибы и повороты в туманности являются предметом текущих исследований, но они, вероятно, являются результатом сложного взаимодействия звезды-компаньона с умирающей звездой, периодического производства энергии в умирающей звезде и звездных магнитных полей, связанных с вращением звезды.

Размер и степень расширения туманности Кошачий Глаз позволяют предположить, что ей всего 1000 лет. Центральная звезда будет продолжать расширяться в течение еще 10 000 лет.

Выброшенный во вне газ и закопченная пыль из внешних и внутренних частей звезды будут быстро охлаждаться и свободно дрейфовать в межзвездном пространстве в течение миллионов лет. Часть этого материала может однажды слиться в плотные облака, которые разрушатся и сформируют новые звездные системы. Планетарная туманность – всего лишь один из примеров сложной экологии Млечного Пути, когда старые звезды превращаются в новые звезды и планетные системы.